Построение предметно

«Построение предметно-пространственной среды в ДОУ по формированию
основ безопасности у дошкольников с учетом введения ФГОС.»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний
день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Во-первых, предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную
реализацию образовательного потенциала.
Во-вторых, она должна быть доступной: доступность для воспитанников всех
помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и
свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел
возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по
общим интересам.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде,
так и в игре.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать
закономерности
психического
развития,
показатели
их
здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметнопространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком,
педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее
пространство своей группы.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой
для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего
развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным
средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их
жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их
них.
«Содержание центра «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» в
группах детского сада»
Содержание в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» в группах
детского сада определяется содержанием образовательной деятельности по
воспитанию безопасного поведения детей на дороге в соответствии с
программными требованиями и возрастом детей.
В первой младшей группе у детей формируются представления об улице, о
дороге, легковых и грузовых видах транспортных средств; некоторых видах
маршрутных транспортных средств (автобус, трамвай); труде водителя.
Следовательно, в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения»
рекомендуется иметь:
* картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными
средствами;
* наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера;
картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые,
грузовые, маршрутные (автобус, трамвай);
*Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки
разных видов транспортных средств, нагрудные знаки и т.п.)
*Художественная литература: А. Барто «Игрушки»: «Грузовик».
* Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей), «Собери
грузовой автомобиль»
Во второй младшей группе у детей расширяются знания и навыки, полученные в
первой младшей группе: продолжается работа по знакомству с транспортными
средствами: легковые, грузовые; маршрутные транспортные средства (автобус,
трамвай, троллейбус); специальный транспортные средства - «Скорая помощь»,
«Пожарная»; дети получают новые знания о труде водителя; знакомятся с
правилами поведения в маршрутных транспортных средствах; знакомятся с
понятием «светофор» и его сигналами; продолжают знакомиться с элементами
дороги: «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход»; у детей
формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность
дорожного движения» первой младшей группы, рекомендуется добавить:

* простейший макет улицы (желательно крупный), где имеются дома по обеим ее
сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены тротуар,
проезжая часть, пешеходный переход;
* набор карточек «Дорожная азбука»;
*картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые,
грузовые, маршрутные (автобус, трамвай, троллейбус);
*макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора - красного,
жѐлтого и зелѐного цвета;
* атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус» (руль, макет автобуса, знак
автобусной остановки и т.п.)
*Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик», С.Михалков
«Светофор»
* Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» - пазлы из 6-ти частей,
«Собери грузовой автомобиль» - пазлы из 6-ти частей, «Угадай, что это за
транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта; лото «Транспорт» - с
изображением автобуса, трамвая, троллейбуса; «Светофор» - на знание сигналов
светофора.
В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в
помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого
возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»,
«остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами
поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных
средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Скорая помощь»,
«Пожарная», «Полиция», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с
работой полицейского.
Задача педагогов подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения. Решение этой задачи начинается со знакомства с дорожными
знаками, в средней группе это «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса
и (или) троллейбуса»,«Место остановки трамвая».
Педагоги продолжают формировать у детей культурное поведение в маршрутных
транспортных средствах.
Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность
дорожного движения» второй младшей группы рекомендуется добавить:
*макет электрического светофора с переключающимися сигналами;
*макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог, на которых имеются
тротуар, проезжая часть;
* картина «На улице города»;
* иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств
(автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных);
набор карточек «Дорожная азбука»
*Художественная литература: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
(главы из книги), С.Михалков «Моя улица» (отрывок), Э.Мошковская «К нам бегут
автобусы»; А.Северный «Светофор»
*Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Пожарные», «Полиция»
* Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери
маршрутное транспортное средство», «Узнай дорожный знак», «Можно -нельзя»,
лото «Транспорт», лото «Дорожные знаки»

В старшей группе у детей дополняются знания об элементах дороги (тротуар,
проезжая часть, обочина), о правостороннем движении, о работе светофора. Дети
продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, правилами
передвижения для пешеходов и велосипедистов. Расширяют свои знания в области
дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса»,«Место остановки трамвая», «Дети», «Велосипедная дорожка»,
«Пункт медицинской помощи»», «Пункт питания», "Полиция", «Въезд запрещен»,
«Дорожные работы». Продолжают знакомства с правилами поведения во время
игр, правилами езды на велосипеде. Уточняют знания о работе пожарных,
знакомятся с работой регулировщика, службы МЧС. Следовательно, в центре
«ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» старшей группы должны
появиться:
*Макет перекрѐстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные
логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки
безопасного перехода проезжей части. Макет должен быть со съѐмными
предметами, для того чтобы дети сами могли моделировать различные ситуации на
дороге.
*Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки,
как: информационные- «Наземный пешеходный переход», «Подземный
пешеходный
предупреждающие
знаки
"Пешеходный
переход",
«Дети»,"Дорожные работы"; запрещающие знаки- «Движение пешеходов
запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»;
предписывающие знаки- «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки
сервиса- «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Знаки должны быть на
подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для
театрализованных, сюжетно- ролевых игр.
^Художественная литература: С.Михалков «Шагая осторожно», Г.Тумаринсон
«Новые дорожные приключения Буратино», Я.Пишумов «На улице нашей...»
Дидактические игры: «О чѐм говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался
знак?», «Перекрѐсток», «Наша улица» и т.п.
*Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»,
атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с работой ГИБДД,
знания детей о безопасном поведении на дорогах систематизируются. Содержание
центра «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» дополняется:
^картотекой «опасных ситуаций» по решению задач безопасности на дорогах;
* картой ближайшей к детскому саду местности (отработка навыка ориентировки в
указанных пределах)
* Художественной литературой: Н. Кончаловская «Самокат», Л. Гальперштейн
«Трамвай и его семья»,А. Дмоховский «Чудесный островок»; Л. Клименко
«Происшествие с игрушками», «Зайка велосипедист»; «Здравствуй, друг,
дорожный знак!»
*Различными дидактическими играми на знание правил дорожного движения,
дорожных знаков и правил поведения в маршрутных транспортных средствах:
«Правила дорожного движения», «Узнай дорожный знак», «Законы улиц и дорог»,
«Правильно-неправильно», игра-лото «Внимание! Дорога!» и т.п.

Оформление центра «Наше здоровье »
Центр «Наше здоровье » содержит в себе как традиционное физкультурное
оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками
педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических
качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых
качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в
данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам
здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей,
поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение
двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и
умственное развитие, состояние здоровья детей.
Если позволяет место, то в уголке здоровья можно разместить информацию и для
детей. Для этого на уровне глаз ребенка можно повесить картинки, на которых
сказочные персонажи моют руки перед едой, чистят зубы, умываются и т.д. И
положительный дидактический эффект не заставит себя ждать.
Так же для ознакомления с основами безопасности входит уголок безопасности,
который содержит материалы:
• Практический: щит безопасности с различными видами розеток,
выключателей, замков
• Наглядный: «Валеология, или Здоровый малыш», «Малыши - крепыши»,
«Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с
огнем», план схема микрорайона, в котором находится ДОУ. С отметкой
опасных участков, мест благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ;
• игротека, которая содержит:
• дидактические Игры: «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «так - не так» и
т.п.
• Развивающие настольные игры, библиотека, в которой имеются
познавательная , художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации
для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями одно из важных направлений воспитательно-образовательной
работы, поэтому необходим тесный контакт. С целью обеспечения
преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ
безопасности жизнедеятельности привлекала родителей к активному участию в
педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки для создания альбома;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- оформление стенда;
На информационных стендах для родителей так же должна быть просветительная
информация по данной теме, которая периодически меняется, дополняется.
В группе мною оформлен центр по формированию у детей основ
безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, атрибуты
для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу
воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекала родителей к
активному участию в педагогическом процессе,через:
- совместные рисунки для создания альбома;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- оформление стенда;

Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его
возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила
поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет
из нее выход.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн
современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности
возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Гороховский детский сад №15 «Радуга »

Построение предметно - пространственной среды в ДОУ по формированию основ
безопасности у дошкольников, с учетом современных требований ФГОС.
(консультация для воспитателей)

Подготовила: воспитатель Нагорянская Л.Ю.

х. Гороховский
2020 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.