Доступная среда
УЧИМСЯ
ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только
сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного
транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ «Гороховский ДС» - отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и
приоритетным направлением государственной социальной политики. В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для
инвалидов и маломобильных групп населения.
В
соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения
относятся:
· Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
· Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
· Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно
нетрудоспособные
· Беременные
женщины
· Люди
с детскими колясками
· Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммун
В современном обществе создание доступности образовательного пространства
- приоритетная задача не только государственного, но и международного значения.
В
настоящее время государственная политика нашей страны направлена на
поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Согласно образовательной политике
Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…"
Одним
из приоритетных направлений государственной политики является политика создания
условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к
качественному образованию в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их
психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель
- обеспечить доступное и качественное образование детей с
ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить
образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были
включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ
должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в
одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с
ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС
и дети-инвалиды.
Значения
условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды
с нарушением слуха
Инвалиды
с нарушением зрения
Инвалиды
с нарушением интеллекта
Инвалиды
на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двига
Предметно-развивающая
среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо
этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели
здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень
общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по
созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная
среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует
наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его
склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции
образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип
развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип
взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип
обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать
их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ «Гороховский ДС»
· Автостоянка
(места) для инвалидов- имеется.
· Пандус
– не имеется.
· Адаптированные
лифты- отсутствуют.
· Раздвижные
двери – не имеются.
· Кнопка
вызова персонала – имеется.
· Вывески
со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется.
· Спецоборудование
для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
· Сурдопереводчик,
тьютор - в штате отсутствуют.
· Предоставление
услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление
услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ
«Гороховский ДС» проводятся работы по созданию условий для организации
доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает
(в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное
воспитание;
· внешкольное
воспитание и образование;
· среднее
общее образование;
· среднее
профессиональное образование;
· высшее
профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать
детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это
исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если
ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение,
его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением
ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное
учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и
другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для
освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую
аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного
образца о соответствующем образовании.
Родители
(законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.
По анализу мониторинга проживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 1,5-7 лет на территории закрепленной за ДОУ - не установлено