Наставничество
Организация
работы по наставничеству в МБДОУ "Гороховский ДС"
Роль наставничества в современном
образовании
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать
себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая
практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в
современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества,
которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех
участников образовательного процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним
молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В
опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма
наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и
рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого
вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к
педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих
показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за
хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов,
уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их
профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном
учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы
считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической
деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива,
правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое
отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные
принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и
профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным,
наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать
молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация,
следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы
и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.