ознакомление с окружающем младшая подгруппа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Гороховский детский сад №15 «Радуга»

Согласовано

Утверждена

на заседании педагогического совета
МБДОУ «Гороховский детский сад №15»
Протокол №__
от «_31_» августа 2022 года

Приказ №__
от «_31_» августа 2022 года
заведующий МБДОУ
«Гороховский детский сад»
_____________ Е. М. Афонина

Рабочая программа для
разновозрастной младшая подгруппы по
ознакомлению с предметным и социальным
окружением

2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Гороховский
ДС»:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29.12.2012»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Направленность программы – познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие.
Основные цели и задачи
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение,
свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения
человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного
окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и
совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и
комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора
детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви
к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения
(игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и
назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода
(части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и

функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет,
возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость)
материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению
способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не
тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая,
кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые
предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда,
мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать
понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни
и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Ознакомление с социальным миром.
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные,
касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза,
ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить,
говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас
умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь
«вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем
занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому
саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой
комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель,
новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими
картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий,
подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску
строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и
красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать
чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам,
книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости
каждого ребенка для детского сада.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на
участке детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада
(музыкальный руководитель, заведующая, воспитатель, повар и др.), их
труду; напоминать их имена и отчества.

Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные
представления о ней: напоминать детям название хутора, в котором они
живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в
парке, сквере, детском городке) и пр.
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурногигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время
еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно,
пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться
после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и
носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить
хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в
определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать
и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и
устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в
посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать
детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить
материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на
место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского
сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения,
необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду:
раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.
п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в
уголке природы и на участке: с помощью взрослого поливать комнатные
растения, растения на грядках, расчищать дорожки от снега, счищать снег со
скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к
труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях:
(воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач,
продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о
трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать
помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Объем программы составляет 1 раз в месяц, занятия проводятся 1 раз в
месяц по 10 минут (с учетом праздников и каникул, занятия, попадающие на
эти дни переносятся в совместную деятельность). Образовательная
деятельность по познавательному развитию с детьми младшей группы
осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В
середине непосредственно образовательной деятельности проводятся
физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
1. НОД (занятия)
2. беседы,
3. наблюдения,
4. игровые занятия,
5. экскурсии,
6. проблемно-игровые ситуации,
7. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в
виде разграниченных зон:
центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители);
центр исследовательской деятельности (экспериментирование,);
центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного
материалов);
центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др.
В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой
свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой
выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не
только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами: энциклопедии,
художественная литература. Набор игровых материалов для игровой,

продуктивной, конструктивной деятельности. Набор материалов и
оборудования для познавательно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты


Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть
часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять
ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.



Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со
взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения;
заботиться о чистоте помещения и участка.



Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не
срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать
животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.



Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к
взрослым, которые заботятся о них.
Содержательный раздел

Дата
09.2022

Тема НОД
Морковка от зайчика

Часы
1

10.2022

Листопад, листопад, листья жёлтые
летят…

1

11.2022

Рыбка плавает в воде

1

12.2022

У кормушки

1

01.2023

Снеговичок и ёлочка

1

02.2023

Котёнок Пушок

1

03.2023

Петушок и его семейка

1

04.2023

«Солнышко, солнышко, выгляни в
окошечко…»

1

05.2023

Там и тут, там и тут одуванчики
цветут…»

1

Примечание

Методическое обеспечение.
1. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая
группа
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду младшая
группа.
Материально – техническое обеспечение.
• Дидактические, настольно-печатные игры.
• Методические пособия по ознакомлению с природой в детском саду в
соответствии с возрастом детей (наборы картин, карточек и др.)
• Полки для размещения учебного оборудования, в том числе
индивидуального раздаточного.
• Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3–4 лет.
телевизор;
компьютер;
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (мир природы): деревья и листья, домашние
животные, птицы, домашние питомцы, насекомые, овощи, фрукты, цветы.
Серия «Рассказы по картинкам»: времена года (зима, осень, весна, лето),
родная природа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.