Что такое ФГОС дошкольного образования

Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

«Воспитание служит необходимой
и всеобщей формой развития ребенка.
Воспитание достигает своих целей,
если умеет направить собственную
деятельность ребенка»
(В. В. Давыдов,
советский педагог и психолог,
академик и вице-президент
Российской академии образования,
доктор психологических наук,
профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании»
детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса.
Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на
этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России
переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
Сл. 2 Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской
Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно
статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Сл. 3 Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем
образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая
установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий
социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей
каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации
предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по
условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного
образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных
последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных
возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое
регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме,
обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю
допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного
процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Сл. 4 Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования;
1

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня
дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить
достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных,
имущественных и других различий возможность достижения необходимого и
достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем
уровне системы непрерывного образования России.
Сл. 5 Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного
этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребѐнком всех этапов дошкольного детства,
амплификации (обогащения) детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребѐнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО? Сл. 6
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется
образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного
образования.
Сл. 7 Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
2

сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира. Сл. 8
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте. Сл. 9
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.). Сл. 10

3

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для
разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.
«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и
тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, —
подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке
Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного
образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Сл. 11 Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от
форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и
Организации, реализующей Программу.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной

траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей,
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
4

Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди
них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное
отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически
развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней
агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что
дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и
стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно
вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к
информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они
становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные
сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить
образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ»
«родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Сл. 12

5

ФГОС ДО: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Дошкольного Образования
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской
Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно
статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования».
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования
Основные разделы программы
Целевой

Содержательный

включает в себя
пояснительную записку и
планируемые результаты
освоения программы

представляет общее
содержание Программы,
обеспечивающее
полноценное развитие
личности детей

Организационный
должен содержать описание
материально-технического
обеспечения Программы,
обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения
и воспитания, включать распорядок
и /или режим дня, а также
особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий;
особенности организации
развивающей предметнопространственной среды

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования

к
психологопедагогиче
ским
условиям

к
развивающей
предметнопространств
енной среде

к кадровым
условиям

к
материально
-техническим
условиям

к
финансовы
м условиям

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного
образования
Целевые ориентиры дошкольного образования- социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
6

Направления развития и образования детей
ФГОС ДО
Образовательные области

ФГТ
Основные направления развития

Социальнокоммуникативно
е развитие

Социальноличностное
развитие

Познавательное
развитие

Познавательноречевое развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие

Физическое
развитие

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.