предметно - развивающая среда в ДОУ

Предметно -развивающая среда МБДОУ
Предметно -развивающая среда МБДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все
элементы среды тесно связаны между собой по содержанию масштабу и художественному решению. В
детском саду имеются:
- кабинет заведующего;
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- пищеблок
- помещения обеспечивающие быт:
- комната для занятий ПДД;
- комната для патриотического воспитания;
-музыкально – спортивный зал и др.
Все помещения оснащены оборудованием.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их
интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать
индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С
ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в
создании развивающей предметно-пространственной среды(РППС). Она должна быть комфортной уютной
рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы
познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых
способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда— это определенное пространство, организованно
оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в
познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических,
физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность
уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
—содержательно-насыщенной;
—трансформируемой;
—вариативной;
—полифункциональной;
—доступной;
—безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
—разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
—соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
—возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды(детская мебель,
маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
—от образовательной ситуации;
—от меняющихся интересов детей;
—от возможностей детей.
Вариативностьсреды предполагает:
—наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения);
—периодическую сменяемость игрового материала;
—разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
—появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
—доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
—свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
—исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
—соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны
быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять
образовательных областей:
Социально – коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно – эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
—Центр ПДД;
—Центр пожарной безопасности;
—Центр игровой активности(центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательноеразвитие:
—Центр «Уголок Природы»;
—Центр сенсорного развития;
—Центр конструктивной деятельности;
—Центр математического развития;
—Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
—Центр Книги;
Художественно-эстетическое развитие:
—Центр ИЗО или уголок творчества;
—Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
—Центр физического развития;

—Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия
для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает
дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых
игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и
занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр
сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления
опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие
игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и
индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной
литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и
спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой
деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться
необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется
свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
Развивают артикуляционную моторику;
Развивают артикуляционную моторику;
Расширяют словарный запас;
Развивают монологическую и диалогическую речь;
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия,
дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1.Средадолжна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,
уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль
игровой деятельности.
9.Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности.
Спортивный зал: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия,
дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1.Средадолжна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,
уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль
игровой деятельности.
9.Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.

Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС с троится таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности.
Материально-техническое обеспечение.pdf (скачать) (посмотреть)
Объекты для проведения практических занятий
Для повышения уровня и качества знаний у детей, в д/с используются разнообразные технические средства:
- телевизор
- музыкальный центр
В МБДОУ имеется персональный компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.