Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гороховский детский сад №15 «Радуга» Согласовано Утверждена на заседании педагогического совета МБДОУ «Гороховский детский сад №15» Протокол №_1_ от «_31_» августа 2022 года Приказ №__ от «_31_» августа 2022 года заведующий МБДОУ «Гороховский детский сад» _____________ Е. М. Афонина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение сад № 15». «Гороховский детский Рабочая программа для разновозрастной младшая подгруппы по лепке и аппликации. 2022-2023 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Гороховский ДС»: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Целью программы направления «Художественно – эстетическое развитие» является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении. Ребёнок этого возраста, развивающийся в норме, проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости. Основными задачами художественно-эстетического развития являются: - развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация); - развитие детского творчества. Задачи по курсу « Лепка»: - формировать интерес к лепке, закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки; - учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук; - побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; - учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу; - закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку; - учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.); - объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Задачи по курсу « Аппликация »: - приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности; - учить предварительно, выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу; - учить аккуратно, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой; - формировать навыки аккуратной работы; - учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, круг, овал и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету; -развивать чувство ритма; - вызывать у детей радость от полученного изображения. Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. Положительные эмоции способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности. Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях: - формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать; - учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов; - использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут; - разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов; - создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей; - учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Необходимо учитывать возрастные особенности развития детей 1- 3лет: Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Поэтому занятия желательно проводить в игровой форме с использованием сюрпризных моментов, проведением пальчиковых игр и физкультминуток. Целевые ориентиры: Ребенок проявляет инициативу, любознательность и самостоятельность в разных видах продуктивной деятельности, склонен экспериментировать; обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, своим товарищам и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; выражает свои мысли, чувства; радуется полученному результату. Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. В лепке знает свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить; отделяет от большого куска небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепит различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки. В аппликации создает изображения предметов из готовых фигур; украшает заготовки из бумаги разной формы; подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использует материалы. Режим реализации программы Общее количество образовательны х ситуаций в год Лепка Количество образовательны х ситуаций в неделю 1 Длительность образовательно й ситуации 15 минут Форма организации образовательног о процесса групповая 1 15 минут групповая Аппликация Содержательный раздел Число Тема НОД Часы 09.2022 Адаптация. «Знакомство с пластилином» (лепка) 1 09.2022 Адаптация. « Большие и маленькие мячики». (аппликация) 1 09.2022 «Палочки» (лепка) 1 10.2022 «Шарики катятся по дорожке» 1 (аппликация) 10.2022 «Разные цветные мелки». 1 Примечание (лепка) 10.2022 «Ягоды и яблоки лежат на 1 блюдечке» (аппликация) 10.2022 « Бублики» (лепка) 1 11.2022 «Колобок» (лепка) 1 11.2022 «Шарики и кубики» (аппликация) 1 11.2022 « Крендельки для Мишки» (лепка) 1 12.2022 «Наклей какую хочешь игрушку» (аппликация) 1 12.2022 «Печенье – угощенье » (лепка) 1 12.2022 «Пряники» (лепка) 1 12.2022 « Пирамидка» (аппликация) 1 12.2022 «Пирамидка» (лепка) 1 01.2023 «Красивая салфеточка в кукольный уголок» (аппликация) 1 01.2023 «Мандарины и апельсины» 1 (лепка) 01.2023 «Снеговик и его друзья» (аппликация) 01.2023 «Вкусные гостинцы на день рождения Мишки» (лепка) 1 02.2023 «Узор на круге» (аппликация) 1 02.2023 «Слепи свою любимую игрушку» (лепка) 02.2023 «Самолёты стоят на аэродроме» (лепка) 1 03.2023 «Цветы в подарок маме, бабушке» (аппликация) 1 1 1 03.2023 «Неваляшка» (лепка) 03.2023 «Салфетка» (аппликация) 1 03.2023 «Маленькая Маша» (лепка) 1 04.2023 «Скворечник» (аппликация) 1 04.2023 «Утенок» (лепка) 1 04.2023 «Цыплята на лугу» (аппликация) 1 04.2023 « Угощение для кукол» (лепка) 1 05.2023 «Скоро праздник придет» (аппликация) 05.2023 «Домик» (аппликация) 1 1 1 Учебно-методическое сопровождение 1. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду: 2 младшая группа. Методические рекомендации» 2. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм. 3. Дидактический материал по сопровождению продуктивной деятельности. 4. Просторное помещение для занятий; 5. Музыкальные игры, пальчиковые игры, физкультминутки. 6. Развивающая предметно-пространственная среда 1.Сектор активной деятельности: - центр двигательной активности, - центр музыкально-театральной деятельности, - игровые центры. 2.Сектор спокойной деятельности: - центр художественной литературы, - центр природы. 3.Рабочий сектор: - центр продуктивной деятельности. ЛИТЕРАТУРА: 1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет. Программа и методические рекомендации», 2015. 2. Комарова Т.С. « Детское художественное творчество» – М.: Мозаика – Синтез, 2010. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Мозаика