Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

13.01.2022

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

МБДОУ «Гороховский ДС №15»

развивающей предметно-пространственной среды

разновозрастная группа .                                                                

1. Пояснительная записка

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и другие, каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, поможет решить поставленные задачи.

Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметно-пространственная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В группе она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группы предусматривает создание условий для упражнений и практической деятельности, сенсорного развитияразвития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознанию звуков, математическому развитию и развитию речи.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей; возможность уединения; реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает различные виды детской деятельности.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе включает в себя совокупность мини-центров по пяти образовательным областям.

2. Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно-пространственной среды группы

Закон РФ «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)                                                                                                            СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"                                                                                 Конвенция о правах ребенка

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"

«От рождения до школы», основная образовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н. Е. Веракса

3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с ФГОС)

Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления всех помещений группы.

При создании развивающей предметно - пространственной среды группы учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды:                                                                 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;                                                                                                               2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;                                                                                                                        5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Ребенок развивается в деятельностиРазвивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу - действую", поэтому развивающая среда в группе данного возраста яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется с участием детей.

Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды группыа именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их

положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

1. Раздевальной комнате

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.

Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки.

Стенды для взрослых«Уголок творчества» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей)«

«Центр безопасность» (информация по ОБЖ, огнетушитель)

«Визитная карточка группы» - информационный стенд с названием, паспортом, режимом дня, расписанием занятием, информация для родителей с консультациями по образованию и воспитанию детей

«Объявления»

«Меню»

 2. Групповой комнате                                                                                                   Цель: использование предметно-пространственной развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.                                                                                                                             В групповой комнате есть столы по росту детей, для приема пищи и для занятий, Книжный уголок доступный для детей, Шкаф с настольными, дидактическими играми. Телевизор для присмотра мультфильмов и различной информации на занятиях. Игровой уголок для мальчиков и девочек, Строительный материал .                                                                                           3. Спальной комнате                                                                                                                 Цель: удовлетворять потребность в дневном отдыхе.                                                               20 односпальных детских кроватей, стол, списки детей на кроватки. Стол для педагога и шкаф с методикой.

 4. Туалетной комнате                                                                                                Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков.                     В туалетной комнате: 4 унитаза с сиденьем, маркировкой (девочки-мальчики, между ними перегородки, ванная для мытья ног, шкаф для хозяйственного инвентаря,  детских раковины, напольные полотенечницы, списки детей на полотенца

 

,

5.Спортивно – музыкальный зал,

Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалки, обручи, кольцеброс,  кегли, пластмассовые шары и кубике, палочки, верёвочки, ленточки, флажки, набивные мячи, массажные мячики.                               Нетрадиционное оборудование; массажные и ребристые дорожки и коврики, ,

Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки.

Картотеки: подвижных игр – на улице по временам года, народных и хороводных игр, малоподвижных игр, игр на координацию движений с речью; Музыкальные игрушки; народные игрушки.                                                  Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики и т. д.                                                                                                    Портреты композиторов                                                                                   Дидактические игры. Диски с аудиозаписями.                                                             Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыка.       Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

«Уголок ряженья» : костюмы, украшения —  бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки,  платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободке.                                                                                   Комплексы гимнастик после сна, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Музыкальный инвентарь: колонка для прослушивания песен, музыки, музыкальные игрушки, атрибуты для музыкальных игр, и праздников.

 6.Комната ИЗО.

 Где расположены на стене коллективные работы детей,  кукольный театр, Шкаф с методикой для ИЗО, Столы, Канцтовары  для занятий (пластилин, карандаши, клей, гуашь, кисточки …)                                                     Портреты художников. Цветной мел, трафареты, раскраски, шаблоны, геометрические формы, кисти, карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски; баночки, миски, палитры, бумага различного размера и цвета, фломастеры, пластилин, глина, картон, обои, наклейки, поролон, печатки, схемы, стеки, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, салфетки из ткани, различный бросовый и природный материал, клей ПВА и клей-карандаш. Магнитная доска.                                                                                             Кукольный театр. Театр из игрушек-самоделок. Театр резиновых игрушек. Ширма.

Различные виды театра: плоскостной, стержневой,

Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Звери, деревья, дома и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см. Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие). Тематический набор сказочных персонажей. Книга «Мир театра»

Набор фигурок: семья.

 

 7.Патриотическая комната.                                                                                    В ней много информации по казачеству, уголок казачества, патриотический уголок, где находиться информация о Великой Отечественной войне, Поделки изготовленные совместно детей с родителями. Портрет и бюст М.А. Шолохова.

8.Комната ПДД.

Много машин, комната разлинована в форме перекрестка, дорожные знаки, Дидактические игры, Макет хутора, где дети могут играть и изучать правила дорожного движения, наглядные пособия Центр безопасности «Светофорик»

Макет улицы (проезжая часть с разметкой, макеты домов и построек различного назначения, мелкий игрушечный транспорт, знаки ПДД, игрушечные человечки типа «Лего», плакаты, памятки и буклеты по ОБЖ, дидактические игры. Карточки с телефонами экстренной помощи.  Галстуки желтого, зеленого, красного цвета, жилетка со светоотражателями,. Дидактические игры«Знаки на дорогах»«Умный светофор»«Дорожное домино»«Учим дорожные знаки». Настольно-печатные игры.

.9.Комната ОБЖ и экологии.

Оформлен уголок по пожарной безопасности, дидактические игры, раскраски, информация по ОБЖ.    Мини – набор и мини стенд по пожарной безопасности                                                                       Экология плакаты, уголок природного материала, сезонное дерево с мелкими животными, много  комнатных цветов.

 Инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления, опрыскиватели и т. д.)

 

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду соответствует особенностям дошкольного возраста;Охраны и укрепления здоровья;

                 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.