13.01.2022
Развивающая
предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
МБДОУ «Гороховский ДС №15»
развивающей
предметно-пространственной среды
разновозрастная
группа .
1. Пояснительная записка
Исследователи
в области образования полагают, что специальным образом организованная среда, способна
оказывать позитивное влияние на развитие способностей
ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На
основании ряда документов: закона «Об образовании»,
СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и другие,
каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. Именно грамотно
организованная предметно-пространственная
среда, поможет решить поставленные задачи.
Основой
реализации Образовательной программы является развивающая
предметно-пространственная среда детства, необходимая для развития всех
специфических детских видов деятельности. В группе она построена так, чтобы
обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и
социальное развитие
ребенка.
Развивающая
предметно-пространственная среда группы предусматривает создание
условий для упражнений и практической деятельности, сенсорного развития, развития речи,
математических представлений,
знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук.
Игры,
занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у
детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознанию
звуков, математическому развитию
и развитию речи.
Развивающая
предметно-пространственная среда в группе обеспечивает: возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей; возможность
уединения; реализацию различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста.
Развивающая
предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое.
Развивающая
предметно-пространственная среда обеспечивает различные
виды детской деятельности.
Предметно-пространственная
развивающая среда в группе включает в себя совокупность
мини-центров по пяти образовательным областям.
2.
Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей
предметно-пространственной среды группы
Закон
РФ «Об образовании». Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"
Конвенция о правах ребенка
В. А.
Петровский, Л. П. Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для
организации жизни детей и взрослых в детском саду"
«От
рождения до школы», основная образовательная программа дошкольного образования,
под редакцией Н. Е. Веракса
3.
Принципы построения развивающей
предметно-пространственной среды группы (в соответствии с ФГОС)
Проектируя развивающую предметно -
пространственную среду педагоги ориентировались на общие
требования к подбору оборудования и материалов для оформления всех помещений
группы.
При
создании развивающей
предметно - пространственной среды группы учтены
требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности
детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру,
к себе и к другим людям.
Указанные
требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей;
2) обеспечивает
эмоциональное благополучие детей;
3) способствует
профессиональному развитию педагогических
работников;
4) создает условия для развивающего вариативного
дошкольного образования; 5)
обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия
родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно -
пространственная среда должна способствовать формированию
познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия
младшего дошкольника - "вижу - действую", поэтому развивающая среда в
группе данного возраста яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн
группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают
оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его
насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем,
пополняется с участием детей.
Учитывая
требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования, при использовании
потенциала развивающей
предметно - пространственной среды группы, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях
и способностях;
2)
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3)
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8)
поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Учтены
принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении
Содержательно-насыщенной
- включать средства
обучения (в том числе, технические, материалы (в том
числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное
оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в
том числе, развитие крупной
и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и
возможностей детей;
Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской
активности;
Доступной
- обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать
требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими
как, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной
безопасности.
1. Раздевальной
комнате
Цель:
использование развивающей
предметно - пространственной среды для информирования
семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление
хранения личных детских вещей.
Шкафчики
с определением индивидуальной
принадлежности, скамейки.
Стенды
для взрослых: «Уголок творчества» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «
«Центр
безопасность» (информация по ОБЖ, огнетушитель)
«Визитная
карточка группы» - информационный стенд с названием, паспортом, режимом
дня, расписанием занятием, информация для родителей с консультациями по
образованию и воспитанию детей
«Объявления»
«Меню»
2. Групповой комнате
Цель:
использование предметно-пространственной
развивающей среды группы для развития и
комфортных условий пребывания детей в детском саду.
В групповой комнате есть столы по росту детей, для приема пищи и для
занятий, Книжный уголок доступный для детей, Шкаф с настольными, дидактическими
играми. Телевизор для присмотра мультфильмов и различной информации на
занятиях. Игровой уголок для мальчиков и девочек, Строительный материал .
3. Спальной комнате
Цель: удовлетворять потребность в дневном отдыхе.
20 односпальных детских кроватей, стол, списки детей на кроватки. Стол
для педагога и шкаф с методикой.
4. Туалетной комнате
Цель: формирование
у детей культурно-гигиенических навыков. В
туалетной комнате: 4 унитаза с сиденьем, маркировкой
(девочки-мальчики, между ними перегородки, ванная для мытья ног, шкаф для
хозяйственного инвентаря, детских
раковины, напольные полотенечницы, списки детей на полотенца
,
5.Спортивно
– музыкальный зал,
Спортивный инвентарь: мячи
разных размеров, скакалки, обручи, кольцеброс, кегли, пластмассовые шары и кубике, палочки,
верёвочки, ленточки, флажки, набивные мячи, массажные мячики. Нетрадиционное оборудование; массажные и
ребристые дорожки и коврики, ,
Атрибуты
для подвижных игр: маски, шапочки.
Картотеки:
подвижных игр – на улице по временам года, народных и хороводных игр,
малоподвижных игр, игр на координацию движений с речью; Музыкальные игрушки;
народные игрушки.
Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик,
колокольчики и т. д.
Портреты композиторов
Дидактические игры. Диски с аудиозаписями.
Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыка. Шапочки, маски для игр-драматизаций на
темы любимых сказок.
«Уголок ряженья» :
костюмы, украшения — бусы, пояски,
браслеты, манжеты, короны, бабочки, платочки с кружевами, косыночки, шарфики,
шляпки, ленточки на ободке.
Комплексы гимнастик после сна, дыхательной гимнастики и гимнастики для
глаз.
Музыкальный
инвентарь: колонка для прослушивания песен, музыки, музыкальные игрушки,
атрибуты для музыкальных игр, и праздников.
6.Комната ИЗО.
Где расположены на стене коллективные работы
детей, кукольный театр, Шкаф с методикой
для ИЗО, Столы, Канцтовары для занятий
(пластилин, карандаши, клей, гуашь, кисточки …) Портреты
художников. Цветной мел, трафареты, раскраски, шаблоны, геометрические формы,
кисти, карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски; баночки,
миски, палитры, бумага различного размера и цвета, фломастеры, пластилин,
глина, картон, обои, наклейки, поролон, печатки, схемы, стеки, ножницы с тупыми
концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, салфетки
из ткани, различный бросовый и природный материал, клей ПВА и клей-карандаш. Магнитная
доска.
Кукольный
театр. Театр из игрушек-самоделок. Театр резиновых игрушек. Ширма.
Различные
виды театра: плоскостной, стержневой,
Костюмы,
маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Звери, деревья, дома и птицы, объемные
и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см. Фигурки сказочных персонажей,
плоскостные на подставках (мелкие).
Тематический набор сказочных персонажей. Книга «Мир
театра»
Набор
фигурок: семья.
7.Патриотическая комната. В
ней много информации по казачеству, уголок казачества, патриотический уголок,
где находиться информация о Великой Отечественной войне, Поделки изготовленные
совместно детей с родителями. Портрет и бюст М.А. Шолохова.
8.Комната ПДД.
Много
машин, комната разлинована в форме перекрестка, дорожные знаки, Дидактические
игры, Макет хутора, где дети могут играть и изучать правила дорожного движения,
наглядные пособия Центр безопасности «Светофорик»
Макет
улицы (проезжая часть с разметкой, макеты домов и построек различного
назначения, мелкий игрушечный транспорт, знаки ПДД, игрушечные человечки
типа «Лего», плакаты, памятки и буклеты по ОБЖ,
дидактические игры. Карточки с телефонами экстренной помощи. Галстуки желтого, зеленого, красного цвета,
жилетка со светоотражателями,. Дидактические игры: «Знаки на дорогах», «Умный светофор», «Дорожное домино», «Учим дорожные знаки».
Настольно-печатные игры.
.9.Комната
ОБЖ и экологии.
Оформлен
уголок по пожарной безопасности, дидактические игры, раскраски, информация по
ОБЖ. Мини – набор и мини стенд по
пожарной безопасности
Экология плакаты, уголок природного материала, сезонное дерево с мелкими
животными, много комнатных цветов.
Инвентарь для трудовой деятельности: 2
клеёнчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления,
опрыскиватели и т. д.)
Развивающая
предметно-пространственная среда в нашем детском саду
соответствует особенностям дошкольного возраста;Охраны и укрепления здоровья;