20.11.2024
Защитим права ребёнка
(консультация для родителей)
Консультация
для родителей
“Защитим
права ребенка»
Уважаемые
родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему,
связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть
права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Дошкольное детство —
уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется
здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в
течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его
взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во
многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного
заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового
развития,
«Дети мира невинны,
уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением
международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы,
призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
К
основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав
ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах
ребенка (1989);
Всемирная декларация
об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав
ребенка является первым международным документом. В 10 принципах,
изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство,
любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление
возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно
в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в
Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был
разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за
каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального, этнического и социального
происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту
Конвенция увязывает
права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих
ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку
право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах
ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического
значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью,
самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого
и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный
гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его
мнениям и взглядам.
«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о
правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской
области):
Ребенком считается
человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал
совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих
правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи,
религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка
должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения,
затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
Право
на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни
или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Право
ребенка на заботу своих родителей (статья 7).
Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право
знать своих родителей и право на их заботу.
Право
на сохранение своей индивидуальности (статья
8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями
внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
Право
свободно выражать свое мнение (статья 12, 13)
ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав
должны уважаться права и репутация других людей.
Право
на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или
небрежного обращения (статья 19).
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и
плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся
жестокому обращению со стороны взрослых
Право
на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет
право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой
питьевой воды и полноценного питания.
Право
на защиту от жестокого обращения (статья 34).
Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому
обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право
на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих
достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет
право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и
бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах
должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому
достоинству
Право
на защиту от жестокого обращения (статья 34).
Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому
обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Нарушением
прав ребенка можно считать:
– лишение свободы движения,
– уход родителя из
дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса
РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
– применение физического
насилия к ребенку,
– унижение
достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка
(воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс
неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
– угрозы в адрес
ребенка,
– ложь и
невыполнение взрослыми своих обещаний,
– отсутствие
элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
– отсутствие
нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее
остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра —
ведущая деятельность дошкольника». Это знают
многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает
должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много
времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за
обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и
органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать
осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б. Эльконин,
известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно
благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях.
Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения
людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они
становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих
капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его.
Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не
может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается,
неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.
Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто
из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому
надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных,
насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать,
приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно
влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше,
если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не
целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки,
игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…
Призываем Вас изъять
те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и
агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства,
безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и
мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи
«Спокойной ночи, малыши».
Знание
и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса
позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных
усилий семьи и детского сада.