Порядок сопровождения детей СВО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Гороховский детский сад №15 «Радуга»
(МБДОУ « Гороховский ДС»)
СОГЛАСОВАНО
Общее собрание работников
МБДОУ «Гороховский ДС»
(протокол от __________2023 № ____)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ «Гороховский ДС»
_______________ Е.М. Афонина
приказом от _11.09.2023 № ___

Порядок
сопровождения в учреждении детей ветеранов (участников)
специальной военной операции, в целях оказания таким детям
необходимой помощи, в том числе психологической

Приложение № _1
к приказу № ___ от 11.09.2023г
Порядок
сопровождения в учреждении детей ветеранов (участников) специальной военной
операции, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе
психологической
1. Общие положения
1. Порядок сопровождения в учреждении детей ветеранов (участников) специальной
военной операции, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе
психологической (далее – Порядок), разработан в целях оказания психолого-педагогической
помощи обучающимся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции
(далее – СВО).
2. Настоящий Порядок включает в себя рекомендации для администрации,
педагогических работников и иных специалистов учреждения.
Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье
(ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением
требований по защите персональной информации и этических требований в организации
психолого-педагогического сопровождения.
К категории «дети ветеранов (участников) специальной военной операции» применительно
к настоящему Порядку относятся как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица,
нуждающиеся в сопровождении.
Настоящий Порядок включает в себя рекомендации по следующим направлениям:
 по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников)
СВО;
 по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей
ветеранов (участников) СВО в период обучения;
 по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в
образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или)
восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;

по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и
поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном
режиме;
 по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой
помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
 по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей,
педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения
психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

2. О проведении мониторинга психологического состояния детей ветеранов
(участников) СВО
1. В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются
ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации рекомендуется воспитателям
дошкольных образовательных организаций, классным руководителям,
на постоянной основе
проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
2. При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся,
нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ),
целесообразно организовать взаимодействие с педагогами- психологами / психологами, а также
родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
3. Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации
эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО
рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся в

группу ПППВ причины для отнесения обучающихся в группу ППВР и источники сведений)
согласно таблице 1 из приложения настоящего Порядка.
4. Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать
психологические заключения (справки), дополнительно – результаты наблюдений
педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также
справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).
5. К настоящему Порядку прилагается форма Примерного протокола стандартизированного
(нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее –
Примерный протокол) заполняется воспитателем или классным руководителям (Приложение №
1).
6. К работе с обучающимися, включенными в группу ПППВ, привлекаются другие
специалисты рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу
сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.
7. О результатах мониторинга психологического состояния детей еженедельно
докладывается руководителю организации.
8. Результаты мониторинга использовать для качественного проведения ранней
диагностики признаков стресса обучающихся, который отражается, прежде всего, на
физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах
(внимание, память, мышление), и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость,
чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности,
вызывающее поведение).
9. Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов
(участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально
ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате
адресных
психолого-педагогических
программ
и
технологий
(профилактические,
просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).
3. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся –
детей ветеранов (участников) СВО, и их родителей
Детям ветеранов (участников) СВО обеспечено их психолого- педагогическое
сопровождение в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и
педагогическая поддержка.
Деятельность педагогов по педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников)
СВО осуществляется по следующим направлениям:
 диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния;
 коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по
восстановлению и реабилитации;
 консультирование участников образовательных отношений;
 повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
обучающихся, вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое
событие);
 психопрофилактика направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся в процессе обучения и воспитания
Рекомендуется в индивидуальных учебных планах предусматривать сроки реализации
педагогического сопровождения обучающихся с учетом их психологического состояния и
индивидуальных потребностей.
Вместе с тем, необходимо наличия согласия родителей (законных представителей)
обучающихся на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы. В
случаях, когда таковое согласие не было получено ранее, предлагается провести работу с
родителями (законными представителями) обучающихся для получения такого согласия. Кроме
того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с
родителями (законными представителями).
В то же время, самим родителям (законным представителям) несовершеннолетних
обучающихся предоставляется возможность получения консультации специалистов психологопедагогического сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также
посредством телефонной связи или видеосвязи.

4. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование
необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления
психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО
Проводимые мероприятия направить на формирование благоприятного психологического
климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей
ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при
которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию
безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и
выражать чувства, не боясь осуждения. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь
им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и
нормальны в тяжелой ситуации.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие
особенности:
- Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к
СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших
(умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан выехавших из зоны
проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
- Необходимо помнить, что при обсуждении СВО и любых связанных с ней тем может
вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти
реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных
мероприятий.
- Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы
помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями.
- Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие
стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов
(участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о
состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным
выводам и интерпретациям.
- Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в
образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или)
восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО
1. В план мероприятий включить мероприятия по психолого-педагогическому
сопровождению детей ветеранов (участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование
благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или)
восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический
климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений
чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того, чтобы создать благоприятный психологический климат воспитателю важно
проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к
учебному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции,
совладания в трудных и проблемных ситуациях. Вышеперечисленные меры помогают
обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей.
Включение таких тем в беседы с обучающимися может также способствовать формированию
уважительных отношений между обучающимися и педагогами.
На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения
чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции,
управления своим поведением.
2. В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие
рекомендации для педагога:
* уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не
может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может
совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае
потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте

возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными
формами разрешения ситуации.
* создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что
все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, помочь
справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере
взрослого.
В
целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной
организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической
работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление
психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
Приложение № 1
Примерный перечень
оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО в группу ПППВ
№
п/п

Причины отнесения
Источники сведений
обучающихся в группу
ПППВ
1.
Сниженные адаптационные способности Психологические заключения (справки).
В случае, если это несовершеннолетний
(проблемы социальной адаптации)
дополнительно:
результаты наблюдений педагогических
работников, родителей (законных представителей)
обучающегося.
2. Неудовлетворительное психологическое Психологические заключения (справки),
состояние, в том числе, обусловленное
справки (заключения) профильных специалистов.
пережитым травмирующим событием,
В случае, если это несовершеннолетний
гибелью родственников или близких лиц, дополнительно:
ИЛИ кризисное состояние, возникшее в
Результаты наблюдений педагогических
результате воздействия
работников, родителей (законных представителей)
психотравмирующей ситуации,
обучающегося.
перенесенных тяжелых заболеваний,
физических травм, медицинского
вмешательства и др.
3.

4.

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному
поведению

Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
Результаты наблюдений педагогических
работников, родителей (законных представителей)
обучающегося.
Психологические заключения (справки).
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников.

5.

Склонность к
суицидальному поведению

6.

Нарушения в развитии2

7.

Сниженная самооценка

8.

Проявления
депрессивного состояния

9.

Посттравматическое
стрессовое расстройство

Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей (законных представителей)
обучающегося
Медицинское заключение (справка), заключение
ППк / ПМПК / ЦПМПК*.
Информация от педагога-психолога / психолога.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей (законных представителей)
обучающегося
Информация от педагога-психолога / психолога.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей (законных представителей)
обучающегося
Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей (законных представителей)
обучающегося

ППк – психолого-педагогический консилиум образовательной организации; ПМПК –
психолого-медико-педагогическая комиссия; ЦПМПК – центральная психолого-медикопедагогическая комиссия.

*

Общие положения
Порядок сопровождения в МБДОУ «Гороховский ДС» детей ветеранов (участников) специальной
военной операции, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической
(далее – Порядок), разработан в целях оказания психолого-педагогической помощи обучающимся из числа
семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО).
Настоящий Порядок включает в себя рекомендации для администрации, педагогических
работников и иных специалистов учреждения.
Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение,
травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных
обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите
персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического
сопровождения.
К категории «дети ветеранов (участников) специальной военной операции» применительно к
настоящему Порядку относятся как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, нуждающиеся в
сопровождении.
Настоящий Порядок включает в себя рекомендации по следующим направлениям:

по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей
ветеранов (участников) СВО в период обучения;
организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления
психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;
по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой
помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей,
педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения
психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
2. О проведении мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО
В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются ветеранами
(участниками) СВО, в МБДОУ «Гороховский ДС» рекомендуется воспитателям на постоянной основе
проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся,
нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ), целесообразно
организовать взаимодействие с педагогами- психологами / психологами, а также родителем (законным
представителем), не участвующим в СВО.
Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации
эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО
рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся в группу ПППВ
причины для отнесения обучающихся в группу ППВР и источники сведений) согласно таблице 1 из
приложения настоящего Порядка.
Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать
психологические заключения (справки), дополнительно – результаты наблюдений педагогических
работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также справки (заключения)
профильных специалистов (при наличии).
К настоящему Порядку прилагается форма Примерного протокола стандартизированного
(нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее – Примерный
протокол) заполняется воспитателем или классным руководителям (Приложение № 1).
6. К работе с обучающимися, включенными в группу ПППВ, привлекаются другие специалисты
рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов
(участников) СВО.
О результатах мониторинга психологического состояния детей еженедельно докладывается
руководителю организации.
Результаты мониторинга использовать для качественного проведения ранней диагностики
признаков стресса обучающихся, который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии
(психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление), и психическом
состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях
(агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).
Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов (участников)
СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально ориентированной
психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психологопедагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие,
коррекционно-развивающие).
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся – детей
ветеранов (участников) СВО, и их родителей
Детям ветеранов (участников) СВО обеспечено их психолого- педагогическое сопровождение в
образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка.
Деятельность педагогов по педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО
осуществляется по следующим направлениям:
диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния;
коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и
реабилитации;

консультирование участников образовательных отношений;
повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся,
вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);
психопрофилактика направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся в процессе обучения и воспитания
Рекомендуется в индивидуальных учебных планах предусматривать сроки реализации
педагогического сопровождения обучающихся с учетом их психологического состояния и индивидуальных
потребностей.
Вместе с тем, необходимо наличия согласия родителей (законных представителей) обучающихся
на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы. В случаях, когда таковое
согласие не было получено ранее, предлагается провести работу с родителями (законными
представителями) обучающихся для получения такого согласия. Кроме того, важным фактором
эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями).
В то же время, самим родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
предоставляется возможность получения консультации специалистов психолого-педагогического
сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также посредством телефонной
связи или видеосвязи.
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование необходимого
психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей
ветеранов (участников) СВО
Проводимые мероприятия направить
на формирование благоприятного психологического
климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов
(участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники
образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию
безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать
чувства, не боясь осуждения. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении
эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие
особенности:
- Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО,
включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при
исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан выехавших из зоны проведения СВО и
приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
- Необходимо помнить, что при обсуждении СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у
обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать
при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
- Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы
помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями.
- Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные
ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в
контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом
не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
- Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в образовательной
организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления
психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО
В план мероприятий включить мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей
ветеранов (участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование благоприятного
психологического климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического
здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при
которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того, чтобы создать благоприятный психологический климат воспитателю важно проводить
мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу,
на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных
ситуациях. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию,
уважению и принятию других людей. Включение таких тем в беседы с обучающимися может также
способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.

На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств,
умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим
поведением.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие
рекомендации для педагога:
* уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может
усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими
эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над
поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как
несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения
ситуации.
создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все
чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, помочь справиться с
переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации
является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы,
содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического
здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

Приложение № 1
Примерный перечень
оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО в группу ПППВ
№
п
/п
.

.

.

Причины отнесения
обучающихся в группу
ПППВ

1
Сниженные
адаптационные
способности
(проблемы социальной
адаптации)

Источники сведений

Психологические заключения (справки).
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
результаты
наблюдений
педагогических
работников, родителей (законных представителей)
обучающегося.
2
Неудовлетворительное
Психологические заключения (справки),
психологическое
справки
(заключения)
профильных
состояние,
в
том
числе, специалистов.
обусловленное пережитым травмирующим
В случае, если это несовершеннолетний
событием,
дополнительно:
гибелью
родственников
или
Результаты
наблюдений
педагогических
близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, работников, родителей (законных представителей)
возникшее в результате воздействия обучающегося.
психотравмирующей
ситуации,
перенесенных тяжелых заболеваний,
физических травм, медицинского
вмешательства и др.
3
Склонность
к
аддиктивному
Психологические заключения (справки),
поведению
справки
(заключения)
профильных
специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
Результаты
наблюдений
педагогических
работников, родителей (законных представителей)
обучающегося.

4

Склонность к девиантному
поведению

5

Склонность к
суицидальному поведению

6

Нарушения в развитии2

7

Сниженная самооценка

.

.

.
.

Посттравматическое
стрессовое расстройство

8
.

Проявления
депрессивного состояния

Психологические заключения (справки).
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников.

Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающегося
Медицинское
заключение
(справка),
заключение
ППк / ПМПК / ЦПМПК*.
Информация от педагога-психолога / психолога.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающегося
Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных специалистов.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающегося
Информация от педагога-психолога / психолога.
В случае, если это несовершеннолетний
дополнительно:
информация от педагогических работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающегося

психолого-педагогический консилиум образовательной организации; ПМПК – психолого-медикопедагогическая комиссия; ЦПМПК – центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Обучающиеся, вновь зачисленные в образовательную организацию

Собеседование (на момент
поступления)
– оценка эмоциональной
уравновешенности и устойчивости

Наблюдение, диагностика –
мониторинг актуального
психического состояния в период адаптации, в том числе выявление признаков деструктивного
переживания горя (утраты) (первые две недели)

Психологическое
консультирование – оказание
психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие

Приложение № 2
Схема выстраивания работы педагогов по педагогическому сопровождению детей ветеранов
(участников) СВО в зависимости от статуса пребывания обучающегося в образовательной организации

Обучающиеся МБДОУ «Гороховский ДС»

Психологическое консультирование
– оказание психологической
поддержки в ситуации расставания
родителем (законным представителем), участвующим
СВО

Наблюдение, психологическая
диагностика в соответствии планом мониторинга – отслеживание актуального психического состояния,
особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в течение триместра / четверти / полугодия)

Оказание психологической помощи
по запросу, в ситуации потери

Приложение № 3
Примерный протокол
стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения
за детьми ветеранов (участников) СВО4
Наименование образовательной организации
_______________________________________________________________________
Класс / группа _________________________________________________________
Информация об обучающемся:
Фамилия, имя, отчество_____________________________________ ___________
Дата рождения: _______________________________________________________

/п

№
Причины для
потнесения
обучающегося
в группу ПППВ
Сниженные
адаптационные
способности
(проблемы
социальной
адаптации)
1

.

Признаки
наблюдения

Необщительность
в группе сверстников
Отказ
посещать
образовательную
организацию
Появившиеся трудности
в учебной
деятельности

Отметка
о
наличии

Форма
документа

Наличие
справок от
профильных
специалистов
7

психологиче
ское
заключение
(справка)

Нетипичные эмоциональные реакции

-

4 Форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения является ориентировочной, может быть дополнена в
зависимости от типа образовательной организации.
5 Столбец «отметка о наличии» Примерного протокола заполняется на обучающегося из семьи ветерана (участника) СВО классным руководителем
(воспитателем / куратором группы / заместителем декана по воспитательной работе) на основе наблюдений педагогических работников и родителей (законного
представителя), не участвующего в СВО.
Столбец «Форма документа» заполняется педагогом-психологом / психологом образовательной организации.

В столбец «Наличие справок от профильных специалистов» вносится классным руководителем (воспитателем / куратором группы / заместителем
декана по воспитательной работе) информация о наличии / отсутствии на несовершеннолетнего обучающегося справок (заключений) от профильных
специалистов.

№
п
/п

.

Причины для
отнесения
обучающегося
в группу ПППВ

Признаки
наблюдения

2Неудовлетворительное психологическое
состояние, в том числе, обусловленное
пережитым травмирующим событием,
гибелью родственников или близких лиц, или
кризисное состояние, возникшее в результате
воздействия психотравмирую щей ситуации,
перенесенных тяжелых заболеваний,
физических травм, медицинского
вмешательства и др.

Склонность
к аддиктивному
поведению

3
4

Склонность к
девиантному
поведению

Конфликтность, агрессивность
Игнорирование поручений педагогов
Вызывающее поведение
Эмоциональная неустойчивость: частая смена
настроения
Экстремальный досуг

Форма
документа6

Наличие
справок от
профильных
специалистов

психологическ
ое
заключение
(справка)

отметка
о наличии /
отсутствии
справок
(заключений)
профильных
специалистов

психологиче
ское
заключение
(справка)

отметка
о
наличии /
отсутствии
справок
(заключений)
профильных
специалистов

Замкнутость, скрытность
Психосоматическая
симптоматика
Повторяющиеся
воспоминания,
кошмары,
связанные
с
психотравмирующей ситуацией
Раздражительность
Замедленный или наоборот
ускоренный темп речи
Зависимость от гаджетов (в ущерб
другим видам
деятельности)
Плохое самочувствие
Нездоровый /неопрятный
внешний вид

.
.

Избегающее поведение, связанное с
травмирующим
фактором
Подавленность,
апатия, пассивность
Желание все время находиться со
взрослым

Отметка
о
наличии5

психологическое
заключение
(справка)

Склонность
5
к суицидальному
поведению

.

Подавленность, отрешенность, апатия
Прямые высказывания
о намерении ухода из жизни, размышления об
отсутствии ценности жизни

психологическое
заключение
(справка)

Повышенная чувствительность к словам других
людей
6

.

Нарушения
Нарушение
в развитии
когнитивных функций
(в случае, если (внимание, мышление,
это
память, речи)
несовершенно
летний)
Трудности в обучении
(отставание от образовательной программы)

психологическое
заключение
(справка)

отметка
о
наличии /
отсутствии
справок
(заключений)
профильных
специалистов
медицинское
заключение
(справка),
заключение
ППк /
ПМПК /
ЦПМПК*.8

Повышенная утомляемость
Трудно
контролируемое
собственное эмоциональное состояние
7

Сниженная
самооценка

8

Проявления
депрессивног

.

.
о

состояния

Повышенная
самокритика
Подавленное
настроение,
изоляция
от
окружающих,
замкнутость
Проявление тревоги при нахождении в обществе
Навязчивые негативные
мысли о своей внешности
Подавленное настроение
Частая изоляция от социума, замкнутость
Нарушение сна, питания. Перестал ухаживать за
собой

психологическое
заключение
(справка)

психологическое
заключение
(справка)

Жалобы на головные боли,
боли в животе, трудности с
дыханием
9

Посттравмати Трудности со сном

психологическое

отметка

.

ческое стрессовое
расстройство

(кошмары, плач во сне)
Признаки поведения, характерные для более
раннего возраста
Навязчивые воспоминания
о травме (рисунки,
письма)
Подавленный
эмоциональный фон
Трудности с
контролированием эмоций:
гнев, агрессивное поведение

заключение
(справка)

о
наличии /
отсутствии
справок
(заключений)
профильных
специалистов

Острая реакция нагромкие звуки
Частые проявления страхов
Классный руководитель (воспитатель / куратор группы / заместитель декана по воспитательной работе) ______________________________/ Фамилия,
имя, отчество
Педагог-психолог / психолог
_______________________________________________/ Фамилия, имя, отчество
Дата заполнения протокола _____________________________________________

Приложение № 4

Об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой
ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах (рекомендации педагогическим
работникам)
При взаимодействии с детьми дошкольного возраста важно учитывать следующее:
У детей дошкольного возраста еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому
они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться
регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые
боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может
снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии.
Печаль – это одна из естественных эмоций. Если обучающийся хочет и готов поговорить о своих
чувствах, не препятствуйте, поддержите его в этом начинании. Обучающемуся важно услышать, что
вы готовы понять его состояние.
Если обучающийся хочет поговорить о самом факте смерти, используйте простые для него
слова, не допускающие недосказанности или двусмысленности. Не передавайте обучающемуся
подробности смерти его близкого, если вы узнали их от родителей (законных
представителей).
Старайтесь
следить, чтобы в его окружении также никто этого не делал.
Если обучающийся не хочет говорить об умершем, посещать места, связанные с ним, не
настаивайте, не упрекайте обучающегося в этом.
Избегайте обсуждать чересчур серьезные или страшные для обучающегося вещи, если есть
вероятность, что он может услышать. Не стоит делать этого, даже если кажется, что обучающийся
слишком увлечен, чтобы слушать, или слишком мал, чтобы понимать.
По возможности не оставляйте обучающегося одного в течение дня, особенно, если он просит об
этом. Если профессиональная необходимость того требует, сообщите обучающемуся, что уходите на
определенное время, а потом вернетесь.
Не надо загружать обучающегося, например, сведениями о геополитических стратегиях и
национальных интересах. Масштабные, комплексные и трудноразрешимые проблемы могут
дополнительно увеличивать тревожность
обучающегося
перед
незнакомыми
системами
взаимоотношений и социальными институтами.
Постарайтесь по мере возможности включать обучающегося в тот распорядок дня, который был
у него до утраты.
Если родители (законные представители) обучающегося обратятся к вам с вопросом, как сделать
так, чтобы обучающийся не забыл умершего близкого человека, предложите им иметь наготове
фотографию или другие памятные вещи. Когда обучающийся будет готов, он может попросить
рассказать ему об ушедшем человеке.
Дети могут испытывать иррациональный страх преждевременной смерти, не понимая, что это
такое и как она наступает. Идея смерти еще не полностью находит понимание у маленьких детей.
Осознание реальности и близости смерти может быть травмирующим. Для этого всегда необходимо
проговаривать с ребенком, что именно означает смерть, как она происходит, и как люди справляются
со смертью близких.
К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с
родителями, беспричинный плач, неподвижность.
При беседе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать, что в возрасте от 5 до 11
лет могут дополнительно проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с
прежними друзьями – то есть, целый комплекс поведенческих проблем и проблем, связанных с
обучением, включая школьную тревожность. Могут также появляться и обостряться жалобы на
плохое самочувствие и боли.

Нельзя формировать у обучающегося идею о привлекательности смерти. Следует быть очень
осторожным в описании причин смерти родителя. Не стоит рассказывать о смерти родителя как о
сценарии, который захочет повторить обучающийся. Абсолютно недопустимо озвучивать любые
тезисы, даже минимально напоминающие «Он герой, потому что отдал жизнь», «Он любил тебя,
потому и отдал за тебя жизнь», «Своей смертью он доказал, что он хороший»
Конструктивнее уделять больше внимания жизни и достижениям умершего. Каким он был
человеком, каким хотел воспитать своего ребенка, каковы были его жизненные ценности. Таким
образом, мы можем сделать упор на положительные стороны жизни и сохранить в памяти
обучающегося именно самые лучшие моменты, которые остались от его родителя.
Недопустимо и описывать погибшего (умершего) родителя в негативном ключе. Для ребенка
родитель в подавляющем большинстве случаев остается фигурой, с которой он себя во многом
идентифицирует. Абсолютно недопустимо озвучивать тезисы наподобие «Он погиб, потому что слабо
боролся», «Он подвел своих товарищей», «Он глупо поступил». Даже в случае, если в вашем
восприятии существуют весомые причины для этого. Разрушение положительного эмоционального
образа родителя в восприятии ребенка – это дополнительная травматизация его психики, итак
переживающей потерю.
Приложение № 5
Рекомендации педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося
Ситуации
Внешние признаки
Помощь
Алгоритм
Возможно выражение
Убедите обучающегося, что с вами он может быть
чувства печали, грусти.
откровенен.
помощи в
Слезы, плач.
Уточните, с чем связано возникшее чувство:
ситуациях
Попытка уйти,
возможно обучающийся
вины
изолироваться. Отказ от
переживает, что веселится в то время, как кто-то
участия в празднике.
страдает или погиб.
Помогите проговорить все то, что хочет сказать
обучающийся, но возможно
стесняется / стыдиться: такое бывало
раньше? Когда примерно началось, с чем связано?
Как считаешь, что было бы правильным в этой
ситуации?
В чем твоя ответственность и как может
проявиться твоя свобода в этой ситуации? (для
детей дошкольного и младшего школьного
возраста: что можно делать во время игры?).
Можно привести чувство вины в
благодарность – и тому, перед кем ты чувствуешь
вину тоже станет легче.
Алгоритм
помощи в
ситуациях
обиды

Отказ от общения.
Противопоставление себя
другому обучающемуся
(коллективу). Конфликтное
общение. Отчужденность.
Возможно демонстративное
поведение (сесть одному,
отказаться от ролей и проч.)

Где живет твоя обида (в теле)? Как ты себя
чувствуешь в такой момент?
А как хотелось бы чувствовать себя?
Можем мы оставить твою обиду в этой
комнате хотя бы до окончания праздника? С кем
было бы не обидно общаться сейчас и в чем можно
принять участие, чтобы тебе стало лучше?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти